ВОЛОСЫ КАК ПРОВОДНИК НАШЕГО ТЕЛА

загруженное (43)

Первая аксиома общения: в каждый конкретный момент человек не может не быть инициатором и реципиентом актов коммуникации. Важное "социальное" свойство человеческого тела: оно всегда "посылает сообщения" вовне. Даже не вспоминая о речевых коммуникациях, можно сказать, что невербальное общение на уровне жестов и взглядов - высокая, ощутимая и достаточно осознанная форма выражения чувств, мыслей и желаний. Но есть еще более тонкая константа взаимоотношений человека с человеком: язык тела как данности. Даже когда человек неподвижен и обнажен - с закрытыми глазами и расслабленными мышцами, - тело со своими оттенками и запахами многое рассказывает о внутреннем мире. Волосы - это первое и главное, что притягивает внимание: они венчают голову, они ярче кожи, и потому их замечают и оценивают в первую очередь, задолго до установления контакта "глаза в глаза".

"ЖИВУЧИЙ" АТАВИЗМ

"Стратегическая позиция" волос на самой возвышенной части тела делает их видимыми с любой точки зрения. Сидит ли, лежит или идет человек, занимается он любовью или плавает в бассейне, его волосы остаются первой доминирующей чертой, издалека сигнализирующей о его сущности и статусе. Копна волос - в прямом смысле слова самый выдающийся элемент тела. Контуры прически объемнее общих параметров силуэта "среднего" человека. Характерная пигментация, способность накапливать статическое электричество, ритм движения, который не согласуется с движением тела в целом, делают волосы важнейшим средством бессловесной коммуникации, обращенным к инстинктивному, биологически обусловленному уровню восприятия окружающей действительности.

Известный психолог-бихейвиорист Дэсмонд Моррис в одной из своих работ называет людей "безволосыми животными, голыми обезьянами". Практически тотальное (в сравнении с приматами и млекопитающими вообще) отсутствие волос на теле у людей является характернейшей чертой породы homo sapiens, и это имеет огромное значение при изучении биологических первооснов человеческого поведения. Динамика движений тела, сексуальность, особенности самовыражения, даже "высокоорганизованного" самовыражения в форме искусства и религиозного поведения современного человека несут на себе отпечаток первородной "безволосости". Густые и длинные волосы на голове по контрасту с "нагим телом" приобретают исключительное значение наравне с другим "волосистым" участком - гениталиями, но поскольку последний всегда скрывается, то все сигнальные, информационные функции "магической материи" концентрируются выше, на самой макушке.

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ

У многих народов мира по поводу волос издревле сформировалась уйма суеверий. На Руси ни с какой другой частью, или, вернее, органической принадлежностью тела, не было связано такого количества примет и оговоров. "Свои волосы не оставляй в чужом месте... Стерегись чужих, неизвестно чьих, волос, если заметишь рядом с собой... Вычесанные волосы не разбрасывай, а избавься от них так, чтоб никто больше не мог увидеть... Сжечь клочок своих волос - очень дурная примета... Во сне видеть волосы - стерегись недруга..." Народные воззрения на природу вещей никогда не бывают случайными, выдуманными из ниоткуда. Для самого нелогичного суеверия можно найти бытийное оправдание. Волос люди боялись, потому что их "свойства" казались странными. Будучи продолжением тела, волосы не чувствительны к боли; они "настырно" растут, сколько их не изводи, и продолжают расти даже на мертвом теле. Они наименее подвержены гниению и разложению (клочки волос и сейчас обнаруживают в погребениях античных времен!). Все эти особенности озадачивали и пугали общинного человека.

ЧЕРНАЯ МАГИЯ

Для колдунов и ведьм всех времен и народов волосы были одним из важных атрибутов магических ритуалов: человеческое воображение всегда наделяло этот наиболее эстетичный "биологический остаток" организма магической силой. Всегда считалось, что отрезанная прядка волос живого человека сохраняет "потустороннюю" связь с телом своего первоносителя и, даже больше, продолжает оставаться его частью. Поэтому любые действия, совершаемые над волосами, как далеко ни находился бы их хозяин от места колдовского действа, отразятся на нем самом. Обряд, совершенный над прядью, может инициировать смерть, болезнь или... такую болезнь, как любовь. Если колдуньям наших времен для совершения заговоров и приворотов достаточно фотографии "пациента", то древним "медеям" был нужен настоящий "кусок" человека, его органический остаток. Грубо говоря, сгодились бы и ногти, но прядь волос и добыть легче, и колдовской эстетике она больше соответствует... Вера в магическую "энергоемкость" волос сохранилась со времен пантеизма - первобытной религии, основанной на обожествлении природы. Распространенная у многих народов традиция хранить прядь волос умершего человека или носить в медальоне клочок бороды злейшего врага, которому желаешь смерти, берет свое начало в хтонических культах мертвых и погребальных обрядах.

"ИНОСТРАННЫЙ" ЯЗЫК

Как ни странно, но такой предмет, как "язык волос", оказался в поле зрения современных лингвистов. При изучении невербальных способов общения коммуникативные свойства волос рассматриваются отдельно и с не менеепристальным вниманием, чем жестикуляция или мимика. Задача исследователей - доказать правомерность самого термина "язык волос" и, освоив законы и семантическую структуру этого странного "наречия", дать людям возможность разумно влиять на бесконтрольный поток информации, исходящий от их шевелюр в любое время и в любом месте. В распоряжении ученых есть перечень условий. которым должна отвечать любая коммуникативная система, для того чтобы ее можно было признать настоящим языком. Самое важное - у претедента на звание языка должно быть два уровня: экспрессивный и содержательный. У языка волос есть и то и другое. На экспрессивном уровне он оперирует такими "выразителями", как длина волос, их оттенок, движение, общая форма прически, - это те факторы, посредством которых передается информация. (Для разговорной речи, например, экспрессивному уровню соответствует сама способность человека произносить разные звуки). А "содержание", которое волосы могут выразить, - это чувства и эмоции, это объективная информация о поле, возрасте, психотипе и социальном статусе человека.

ИСКУССТВО И ИНСТИНКТЫ

Экспрессивные свойства языка волос особенно интересны. Они делятся на две группы: статических (форма прически, цвет и длина) и динамических (характер движения волос, жесты, связанные с волосами, прикосновения и т. п.). В различиях между этими двумя группами ярко выражена важная особенность языка волос.

Статические характеристики подконтрольны человеку, они легко изменяются: мы примеряем новые прически и пробуем новую краску для волос, даже не помышляя о том, что искусственно модифицируем свойства какого-то неведомого "языка". Впрочем, культурному, искусственному воздействию ежечасно подвергается и самый что ни на есть обычный язык слов: мы можем менять тембр голоса, хитро модулировать фразы, петь или говорить шепотом. К слову сказать, первобытный человек начал обрезать, распутывать и укладывать в некое подобие прически свои волосы не намного позже, а может быть, и раньше, чем научился петь.

Но у языка волос есть еще и динамические свойства, которые волюнтаристскому влиянию человека неподвластны. Огромное количество жестов и поз, связанных с волосами, имеющих определенный смысл, на интуитивном уровне понятный окружающим людям, является биологически обоснованным. Их значение расшифровывается лишь с помощью знаний о первобытных инстинктах, "животных" привычках наших предков.

ЛЮДСКИЕ СЛАБОСТИ

Исследования доказывают, что прикосновение к собственным волосам во многих культурах мира воспринимается в качестве фривольного жеста. Эта привычка является характерной особенностью людей, склонных к эксгибиционизму. Это звучит странно, ведь кажется, что мы постоянно трогаем, тискаем и поглаживаем свои волосы, однако эту "вольницу" с научной точки зрения можно объяснить только общей "фривольностью" нашего времени, в которое люди перестали стесняться своих животных инстинктов. Впрочем, наличие на глубинных уровнях нашего сознания табу на откровенные жесты с волосами все-таки выявляется в любопытных статистических подсчетах. Изображения людей, прикасающихся к своим волосам, редки не только в произведениях классической живописи, но и в популярных современных изобразительных жанрах. Так, всего лишь менее чем на 5 % "картинок" женских и модных журналов модели трогают свои волосы, несмотря на то, что в таких изданиях обычно можно найти огромное разнообразие поз и жестов с эротическим подтекстом. Что-то в подсознании фотографов диктует им не запечатлевать подлинно интимных моментов...

Есть две большие группы жестов, связанных с волосами. Одни имеют отношение к сексуальности, другие представляют собой желание защититься от агрессии извне. Но и те и другие являются в итоге проявлениями слабости и боязни внешнего мира...

САМООБМАН

Начнем с жестов эротических. К этой группе относятся движения, совершаемые, как правило, одной рукой: игра с отдельными прядками, накручивание на палец, нервное, не обусловленное необходимостью "зачесывание" волос за ухо, поглаживание по шее вверх к затылку.
Как объясняет все тот же Десмонд Моррис, "каждый раз, когда мы дотрагиваемся до своих волос, мы делаем это из-за невозможности прикоснуться к волосам другого человека; мы устанавливаем контакт с собственным телом, потому что моменты такой "самоинтимности" приносят комфорт, сравнимый с удовольствием от контакта с "чужим" телом... Кстати, рутина повседневного ухода за кожей и волосами к "интимности" не имеет отношения..." Что же в этом неприличного?

Во-первых, волосы на голове и на других частях тела, в том числе и на гениталиях, с точки зрения символики суть одно и то же. Так что прикосновения к волосам на подсознательном уровне действительно воспринимаются в качестве сигнала сексуального напряжения.

А во-вторых, считается, что человек, прикасающийся к своим волосам, тем самым демонстрирует слабость: в этом акте "его" частью оказываются волосы, а рука воспринимается как "чужая" и действует как бы сама по себе. То есть, он является не тем человеком, который прикасается к другому, а тем, к кому другой прикасается. Согласно культурным стереотипам, такая позиция характерна для женского типа поведения, но не для мужского. Очевидна глубинная двусмысленность такого жеста, особенно если совершает его мужчина... Впрочем, и для дам он опасен, так как выглядит откровенным намеком на сексуальную неудовлетворенность.

"ПО ФРЕЙДУ"

Другая группа жестов - это уже не самовозбуждение, а самозащита. Даже годовалые детки часто смешат родителей тем, что, услышав слова "ты хороший", начинают гладить себя по головке: они хорошо знакомы с этим "поощрительным" жестом, потому что фактически впитывают понимание его с молоком матери. Для многих млекопитающих поглаживание "родича" или ребенка по шерсти - это самый понятный знак выражения доброго отношения, семейных чувств. У животных чистка (например, вылизывание) шерстки детеныша является важнейшим ритуалом выражения родительской заботы. И именно таким "природным" жестам мы подражаем, когда гладим по шерсти домашних животных, тем самым выказывая нежное, "отеческое", отношение к кошке или собаке. Так что во многих случаях, когда ребенок или взрослый человек прикасается к своим волосам, он демонстрирует свою незащищенность и желание найти опору, "старшего товарища", который сможет констатировать: "Ты хороший".

ГОВОРЯЩИЕ ОТТЕНКИ

Если жесты, связанные с волосами, и их восприятие окружающими контролировать практически невозможно, то форма прически и оттенки, которые мы вводим в нее, - полностью в нашей власти. Перекрашивая волосы, мы всякий раз обманываем своих "соплеменников", ведь натуральный цвет волос не случаен и является "природным" свойством нашего тела. По замыслу "натуры", он должен был бы что-то рассказать о нас.

Цвет волос мог бы информировать окружающих не только о возрасте, расе, иногда - национальной принадлежности, но и о некоторых психологических свойствах. Природа не собиралась создавать такого количества блондинок, каково оно в современном мире.

По замыслу природы, блондинка - женщина "плодородная", любительница чувственных удовольствий, живая и динамичная, но при этом хитрая, а в отношении интеллектуальных ценностей - весьма поверхностная.

Большую часть дам Природа все-таки создает шатенками: страстными, но любящими прочные семейные узы, глубокими натурами.

Брюнетки встречаются реже и отличаются самолюбием, требовательностью и расчетливостью.

И уж совсем мало рыжеволосых, чьи характерные черты - магическая сила, веселость, спонтанность и легкомыслие.

Но мы перекрашиваем волосы, легко меняя маски. Следует заметить, что окружающие люди в любом случае воспринимают искусственный цвет волос за подлинный, относя к нам весь стандартный набор характеристик, связанных с определенным типом. Причем нарочито искусственные цвета приравниваются к похожим оттенкам из натуральной палитры: розовые - к блонду, красные - к рыжим, сливовые - к коричневым.

ЭСПЕРАНТО

Форма прически - это тот аспект языка волос, который очень подвержен влиянию культурных традиций разных народов. В некоторых европейских культурах коса считалась признаком замужней женщины. У иудеев женщина, вышедшая замуж, должна была подстричь волосы коротко и все время носить платок. Дреды - отличительная черта ямайских растаманов. У аборигенов Южно-Американских Анд прямые волосы считались принадлежностью индейцев, тогда как кудрявые идентифицировали креолов. У евреев туго завитый локон на голове мужчины свидетельствовал о последовательной религиозности. Одна и та же прическа у разных народов может "говорить" о разном, точно так же, как один и тот же предмет в разных языках обозначается разными словами. Причем то, почему именно это слово (или эта прическа) выражает тот или иной смысл, объясняется только причинами культурно-историческими и не имеет никакого отношения к биологии. Этот эффект лингвисты называют "деспотизмом языка".

Итак, у каждого народа исторически сформировался свой язык волос со специфической символикой. Но в современном мире "народные наречия" стираются, а язык волос становится интернациональным, ведь он, как и язык моды, очень восприимчив к влиянию популярной, массовой культуры, телевидения, шоу-бизнеса. За счет "американизации" языка тела представители разных культур начинают лучше понимать друг друга на невербальном уровне. Но в то же время человечество, к сожалению, теряет что-то из своего "коммуникативного" наследия...

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: